“≈ћј ƒЌя


11 августа (четверг) музей работает с 13.30 до 22.00 

13 августа (суббота) с 16.30

можно будет посетить музей бесплатно 

 –ежим работы музе€

¬торник-воскресенье:

9.30-18.00 (касса до 17.30)

„етверг:

11.30 - 20.00 (касса до 19.30)

ѕонедельник:

выходной день




¬џ—“ј¬ ј «јѕјƒЌќ≈¬–ќѕ≈…— √ќ »— ”——“¬ј Ќј ARTEFACT

–≈ ќћ≈Ќƒј÷»» ѕќ ѕ–ќ‘»Ћј “» ≈  ќ–ќЌј¬»–”—Ќќ… »Ќ‘≈ ÷»»

 

  

 

—тоимость билетов на просмотр выставок и экспозиций

 

—Ћ≈ƒ»“≈ «ј Ќјћ» ¬

—ќ÷»јЋ№Ќџ’ —≈“я’

 

  

  

  

— 3 феврал€ 2022 года

по „≈“¬≈–√јћ

музей работает

с 11.30 до 20.00

 

 

 

 


 

 


јнкета дл€ оценки качества условий оказани€ услуг организаци€ми культуры —вердловской области

 

“екущие выставки

 
’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ Ћј » –ќ——»»  <br>
’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ Ћј » –ќ——»»

ƒобавить в Google календарь

’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌџ≈ Ћј » –ќ——»»

ƒаты проведени€: 02.02.2022 - 17.04.2022

 ¬ыставка из коллекции Ќижнетагильского музе€ изобразительных искусств представл€ет образцы уникальных авторских произведений мастеров декоративно-прикладного искусства известных центров лаковой миниатюры - ‘едоскино, ѕалех, ’олуй, ћстера. –усские лаки имеют двухвековую историю своего существовани€, но самый €ркий расцвет лакового производства приходитс€ на XX век. ¬ экспозиции представлены произведени€ 1930-2000-х гг, раскрывающие характерные особенности каждого центра лаковой миниатюры, демонстрирующие широкий диапазон сюжетов, композиций и технических приемов.


¬ажное место в экспозиции выставки занимают произведени€ миниатюрной живописи ‘едоскино. »менно, здесь, в подмосковном селе, впервые начали выполн€ть художественные издели€ из лакированного папье-маше с миниатюрной росписью. ћиниатюра ‘едоскино сформировалась как декоративный жанр: сначала она была ориентирована на народный лубок и русскую литографию, затем - на русскую реалистическую живопись. ѕо истечению времени все это вылилось в создание самосто€тельной художественной школы, дл€ которой культура вещи и содержательность добротно выполненной живописи стали главными качествами. ћатериалом дл€ изготовлени€ изделий служит картон. Ћенты картона обильно смазывают мучным клейстером и навивают на дерев€нные или металлические каркасы, соответствующие формам и размерам будущих изделий: коробочек, шкатулок, ларцов и т. п. «атем такую «катушку» помещают в зажимы ручного пресса. ѕодсохшую катушку, сн€тую с каркаса, пропитывают льн€ным маслом и сушат  в специальных шкафах при температуре до 100° —.  ѕосле этого катушки распиливают на отдельные корпуса будущих коробочек и шкатулок.   ним приклеивают донышки, прилаживают крышки. —монтированную вещь обрабатывают стамесками и наждаками, придава€ ей нужные очертани€. «атем на изделие нанос€т слои густого грунта (шпаклевки), причем каждый слой просушивают, выравнивают и шлифуют. «а шпаклевкой следуют слои черного лака. ¬нутреннюю поверхность коробочек покрывают красной краской (киноварью) и бесцветным лаком. √отовые издели€ украшают тончайшей красочной миниатюрной росписью, котора€ закрепл€етс€ несколькими сло€ми бесцветного лака и полируетс€ до зеркального блеска.


‘едоскинска€ миниатюрна€ живопись выполн€етс€ масл€ными красками в классической трехслойной технике. ¬ росписи преобладает объемное понимание формы, близкой к реалистической станковой живописи. Ќар€ду с живописью плотными красками, федоскинские художники используют так называемое «письмо по-сквозному», т.е. когда живопись наноситс€ прозрачными сло€ми по металлизированному фону - сусального золота или по перламутровой пластинке. Ќар€ду с живописной манерой со сценами из народной жизни в ‘едоскине были разработаны оригинальные приемы декорировани€ поверхности изделий: «шотландка» — геометрический, сетчатый узор, напоминающий шотландские ткани, «скань» — наборный узор по сырому лаку из отдельных металлических (серебр€ных или мельхиоровых) элементов.


ѕосле ќкт€брьской революции возникли новые лаковые производства: в ѕалехе (»вановска€ обл.), ћстере (¬ладимирска€ обл.) и ’олуе (»вановска€ обл.), которых ранее были известны как центры иконописного ремесла. ¬ 1920-е годы лучшие мастера ѕалеха, ћстеры и ’олу€, при активном содействии известного специалиста в области русских лаков профессора ј. ¬. Ѕакушинского, стали осваивать новый вид искусства — миниатюрную живопись на издели€х из папье-маше, перен€в технологию их изготовлени€ у федоскинцев.


Ќовым дл€ палешан была не только технологи€ изготовлени€ шкатулок, но и переход к черному лаковому фону, которого не было в иконе, что внесло €ркость и цветность в миниатюрное письмо. Ѕывшие иконописцы продолжали использовать в новом миниатюрном искусстве технику тончайшего иконописного письма темперными красками, а также некоторые общие схемы композиций древнерусской живописи в изображении пейзажа и архитектуры – это декоративные «горки», «древесы», «палаты».  раски (порошки) дл€ живописи раствор€ли в желтковой эмульсии – желтке, разведенном в небольшом количестве воды. Ќачало росписи – «роскрышь»: по высохшему грунту нанос€т основные цветовые п€тна. «атем следует «прописка», т.е. более детальна€ проработка каждой формы, вы€влении света и тени. —ледующий этап – «плави»: объединение разных цветов путем нанесени€ легких и прозрачных слоев красок. «аключительный этап жипописи – «бликовка». ¬ ѕалехе еЄ выполн€ют золотом, вы€вл€€ лини€ми и точками свет на контурах и предметах.


Ќаиболее распространенными сюжетами в творчестве палешан были и остаютс€ сказочные и былинно-песенные мотивы.


„уть позднее ѕалеха приобщились к миниатюрной живописи и иконописцы ћстЄры. ƒл€ искусства ћстЄры также стало характерным обращение художников к сказочным мотивам, былинному эпосу, историческим сюжетам, трактованным в романтизированном поэтическом плане. ћастера мстерской миниатюры, никогда не использу€ черный фон, стро€т изображение по трЄм основным планам, без определенной пространственной глубины так, что живописна€ поверхность часто напоминает цветастый ковЄр. Ћюбовь мстЄрцев к орнаменту привела их к возникновению целого направлени€ в этом промысле – созданию орнаментальных композиций на шкатулках.


¬ селе ’олуй с XVII века посто€нно существовало иконописное дело, которое по сравнению с ѕалехом и ћстерой, отличалось большим проникновением в живопись черт кресть€нского бытового жанра.  ¬ насто€щее врем€ в ’олуе возобновлен иконописный промысел. ћастера-миниатюристы, опира€сь на традиции местной иконописи, нашли свой стиль »зображение людей в миниатюрах близко к искусству палешан: пропорции удлинены, но силуэты м€гче и формы объемнее. ¬ своих работах живописцы используют не только многоцветный пейзажный фон, но и пишут свои композиции пр€мо на черном фоне. ќдним из попул€рных сюжетов в последнее врем€ у мастеров стало изображение древнерусской архитектуры.


–усские художественные лаки снискали себе €ркой эмоциональностью и богатством народной фантазии широкую известность не только в нашей стране, но и за рубежом.


ћесто проведени€: Ќижнетагильский музей изобразительных искусств, ”ральска€, 7


—тоимость посещени€ выставки: 150 рублей дл€ взрослых, 100 р. дл€ студентов, пенсионеров и 50 р. дл€ школьников


 

     
     

јдрес музе€

622001, —вердловска€ область,
г. Ќижний “агил, ул. ”ральска€, 7,
ул. ”ральска€ 4, ул. ”ральска€ 5 (библиотека).
посмотреть на карте

–ежим работы

ѕн - выходной
¬т, —р, ѕт, —б, ¬с - с 9:30 до 18:00
„т - с 11.30 до 20.00
«апись на экскурсию

 онтакты

тел. +7 (3435) 25-24-29 (научный отдел), +7 (3435) 25-26-47 (массовый отдел)
факс. +7 (3435) 25-28-01 (директор)
e-mail: artmnt@list.ru