ТЕМА ДНЯ


Дорогие друзья!

С 5 августа музей открывается для индивидуального посещения!

 

Режим работы:

Среда-воскресенье:

9.30-18.00 (касса до 17.30)

Понедельник-вторник:

выходные (на летний период)

 

От всей души поздравляем

с 75-летним юбилеем

Любовь Андреевну Кузнецову -

заведующего хохяйством музея!

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫСТАВКИ

 

 прил

РЕЗУЛЬТАТЫ конкурса детских работ по мотивам произведений выставки "Грозно грянула ВОЙНА"

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

 

   

 

 

 

  

  

Стоимость билетов на просмотр выставок и экспозиций

 

 

СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ В

СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

 

  

  

  

С 10 октября 2018 года

по ЧЕТВЕРГАМ

музей работает

с 10.30 до 19.00

 

Здание по адресу Уральская 4 по четвергам открыто с 9.30 до 18.00

 

 

 

 


 

 


Анкета для оценки качества условий оказания услуг организациями культуры Свердловской области

 

События, мероприятия

 
Василий Худояров. Портрет императрицы Марии Федоровны. К Царским дням на Урале  <br>
Василий Худояров. Портрет императрицы Марии Федоровны. К Царским дням на Урале

Добавить в Google календарь

Василий Худояров. Портрет императрицы Марии Федоровны. К Царским дням на Урале

Даты проведения: 17.07.2020 - 17.07.2020

В.П. Худояров. Портрет Марии Федоровны. Между 1881- 1891


В преддверии Царских дней, которые приурочены к 17 июля - дню гибели семьи Романовых, мы решили познакомить Вас с портретом Марии Федоровны, матери Николая II и жены императора Александра III. Портрет экспонируется в Зале русского искусства Нижнетагильского музея изобразительных искусств.


Еще один текст о протрете можно прочитать на сайте "Сквозняк из прошлого" http://histories.artmnt.ru/collection/painting31


Мода на украшение присутственных мест изображениями самодержавцев появилась в петровские времена. Однако особое распространение она получила при императрице Елизавете Петровне.


Скорее всего, портрет был написан по заказу попечительского совета Анатольского женского училища, которое в 1847 г. по предписанию управляющего господ Демидовых А.И. Кожуховского было преобразовано из высших классов для дочерей служащих при женском Входо-Иерасулимском училище; после событий 1917 года училище - в школу 2 ступени, еще позже - в среднюю школу №1, которая носит имя Н. К. Крупской.


Советское правительство запретило вывешивать портреты императорской семьи в общественных местах. Вероятно, он какое-то время находился вдали от посторонних глаз. В 1924 году один из преподавателей школы Александр Николаевич Словцов вместе с активистами Тагильского общества по изучению местного края начинает восстанавливать краеведческий музей и собирает предметы, имеющие художественную и историческую ценность. Портрет поступил в собрание краеведческого музея и таким образом был спасен от уничтожения.


В 1959 году по распоряжению Министерства культуры РСФСР произведение было передано в Нижнетагильский музей изобразительных искусств.


Портреты Марии Федоровны писали многие русские живописцы - В.Е. Маковский, К.Е. Маковский, Н.А. Кошелев, а также зарубежные -австрийский портретист Генрих фон Ангели, французский - Ф Фламенг и др. По документам краеведческого музея работа значилась как копия с картины И.Н. Крамского. Копирование портретов для того времени было делом обычным. Даже П.М. Третьяков приобретал и заказывал копии с тех оригиналов, которых он не мог получить для своего собрания. Копийность портрета сейчас подтверждена рядом исследований. Но вот оригинал пока с абсолютной достоверностью определить не удалось. Кроме живописных широкое распространение получили литографические, а с изобретением фотографии и фотопортреты.



 Подпись на "Портрете Марии Федоровны" кисти В.П.Худоярова. НТМИИ


Заказ на портрет императрицы был сделан не раньше 1881 года, когда Мария Федоровна вместе со своим супругом Александром III вступила на престол, и не позже 189 - года смерти Василия Худоярова. Портрет написан в Петербурге, о чем свидетельствует надпись на работе. В жизни Марии Федоровны это период самый счастливый: она жена правителя одной из бурно развивающихся держав, ей под силу воплощать свои проекты по благотворительности, она воспитывает будущего наследника престола, она любит и любима...


Это время, когда демократические настроения в обществе повлияли и на портретное искусство: почти исчезли официальные парадные портреты. Это относится и к изображению царствующих особ. Конечно, задача возвеличивания и показ добродетелей остаются, но образам придают непосредственность. Так, в портрете зрителя привлекает взгляд темно-карих глаз, живое лицо, выдающее тонко чувствующую натуру, какой и была Мария Федоровна.


Мария Федоровна изображена по пояс. Дамы высшего света со времен Екатерины II стали носить платье, стилизованное под боярское, и головные уборы, напоминающие кокошник. В 1834 году по указу императора Николая I «платье на русский манер» становится официальным и обязательным при дворе. На портрете можно разглядеть рукава платья с разрезами – характерную деталь для подобного костюма. На голове императрицы диадема-кокошник бордового бархата в тон платью. Платье дополняют многочисленные аксессуары из знаменитой жемчужно-алмазной парюры – набора из 15 ювелирных украшений, которые казна приготовила императрице к дню коронации. По регламенту эти украшения использовались на церемониях по особому случаю, а хранились в казне. После смерти мужа в 1894 году Мария Федоровна должна была передать их действующей императрице.


На портрете Мария Федоровна изображена с бриллиантовой звездой и лентой синего ордена Святого Андрея Первозванного, которая вручалась вступающим на престол императрицам. Рядом с этой высшей наградой – знак отличия Российского общества Красного Креста первой степени, который она получила 24 апреля 1878 года из рук Александра II  за попечение о раненых воинах в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов.



 Фрагмент "Портрета Марии Федоровны" кисти В.П.Худоярова. НТМИИ


С 1880 по 1917 гг. Мария Федоровна была покровительницей Общества, активно занималась реорганизацией его деятельности во время русско-японской и Первой мировой войн. Этой наградой она дорожила на протяжении всей жизни: на некоторых портретах скромный знак был среди других наград и орденов, как российских: Святой Екатерины, Святого Александра Невского, так и зарубежных: испанского – Королевы Марии Луизы и баварского – Терезы. К сожалению, два других знака на этом портрете пока не атрибутированы.


Мария Федоровна имела популярность среди всех слоев населения царской России, о чем говорит и большое количество портретных изображений на платках и других предметах. Она пережила всех из династии Романовых и до конца своих дней не верила, что семья его любимого сына погибла.


Мария Фёдоровна при рождении Мария София Фредерика Дагмар (Дагмара) скончалась на восемьдесят первом году жизни 13 октября 1928 года в замке Видёре в датском Клампенборге. 28 сентября 2006 года гроб с останками императрицы Марии Фёдоровны был перезахоронен в соборе святых Петра и Павла Петропавловской крепости рядом с могилой её мужа.


Текст подготовлен Еленой Устиновой - заведующей отделом по работе с посетителями Нижнетагильского музея изобразительных искусств



 


 


 


     
     

Адрес музея

622001, Свердловская область,
г. Нижний Тагил, ул. Уральская, 7,
ул. Уральская 4, ул. Уральская 5 (библиотека).
посмотреть на карте

Режим работы

Пн - выходной
Вт, Ср, Пт, Сб, Вс - с 9:30 до 18:00
Чт - с 10:30 до 19:00
Запись на экскурсию

Контакты

тел. +7 (3435) 25-24-29 (научный отдел), +7 (3435) 25-26-47 (массовый отдел)
факс. +7 (3435) 25-28-01 (директор)
e-mail: artmnt@list.ru