. Памятник горнякам Рудника им.III Интернационала,
погибшим в годы Великой Отечественной войны
Материал, техника: бетон. габбро, серый гранит, облицовка
Открыт 9 мая 1976 года
Улица Ульяновская
Автор Кузьмин Анатолий Андреевич
Начало страшной войны, получившей название Великой Отечественной. В едином порыве все силы граждан были направлены для фронта, для Победы. Тыл стал надежной опорой фронту. И несмотря на острую необходимость рабочих рук рабочие - добровольцы уходят бить врага. И многие из них не вернулись с фронта.
В память о солдатах Великой Отечественной войны на совместном заседании администрации, парткома и рудничного комитета профсоюза было принято решение об установке и открытии памятника всем горнякам рудника, не вернувшимся с фронта. Автором памятника стал старший архитектор Управления главного архитектора города Анатолий Кузьмин. Был организован сбор средств на строительство среди трудящихся и жителей рудника. Строительство вели сами жители, выходя на субботники и воскресники.
Памятник открыт 9 мая 1976 года и представляет собой две площадки (верхняя и нижняя) с двумя трехгранными пирамидами различной величины на верхней, поставленные главными ребрами друг к другу, облицованными бетонными квадратными плитами. С главного ребра большей пирамиды, посередине высоты, укреплены чугунные шрифтовые доски с именами и фамилиями погибших во время войны. К пирамидам ведет ряд ступеней.
В 2006 году по инициативе Музея изобразительных искусств была начата реставрация памятника. Главным вопросом стала проблема не столько реставрации, сколько мягкой, деликатной реконструкции внешнего облика, выполненная архитектором музея Михаилом Васильевичем Подольским по согласованию с автором Анатолием Андреевичем Кузьминым.
Впервые на этом объекте музей столкнулся с необходимостью замены материала - внешний облик памятника только выиграл от этого: утраченные чугунные плиты с надписями были воссозданы в черном граните – габбро, который прекрасно сочетается с основным серым цветом гранита самого памятника. Еще одним внедрением в архитектурную композицию стало появление узкого черного пояска из габбро у основания двух трехгранных пирамид, позволившего четче артикулировать объем и дать «воздух» в его композиционном решении. Старые бетонные плиты, которыми были вымощены верхняя и нижняя площадки памятника, заменены на клинкерный кирпич формы "кленовый лист".