Розанова Ольга Владимировна 1886-1918.
Композиция.
Материал, техника: Холст, масло
Размеры: 39,0х31,0
Поступление. 1961, из Нижнетагильского краеведческого музея
Ж-480
Супрематическая композиция одного из самых смелых экспериментаторов беспредметности О.Розановой, участника всех основных выставок авангарда первой половины 1910-х годов, провозглашает торжество «геометрии в красках», как называли уже современники живописное течение, глашатаем которого был К. Малевичем. Но это небольшое полотно, написанное в 1917 или в 1918 году, подтверждает сугубо личностное восприятие Розановой супрематизма, который был для неё, прежде всего, экспериментальной лабораторией. Именно в эти два последние года своей короткой жизни художница вплотную подходит к «цветоформе» – созданию «цветовых абстракций с ограниченным колоритом». Всего несколько плоскостей - строго геометризированных, лапидарных, всего несколько цветов - пронзительно звенящих, острых, но при этом Розанова добивается ощущения удивительной выразительности. Общая статичность, почти идеальное равновесие не скрывают невидимого ритмического движения и мощного внутреннего напряжения. Геометрические формы, словно бы приклеенные к поверхности холста, создают жесткую архитектоничную конструкцию и служат лишь основой для рождения цвета – контрастного, диссонансного, экспрессивного. Эти цветоформы раскрывают сущность отличия супрематизма Розановой от классического его варианта – вторичность формы по отношению к цвету. Для нее важнее создание «качества формы в связи с качеством цвета, а не врозь», как писала художница, убежденная, что необходимо «освободить живопись от рабства перед готовыми формами действительности и сделать ее, прежде всего, искусством творческим, а не репродуктивным».