ТЕМА ДНЯ
Вторник-воскресенье: 9.30-18.00 (касса до 17.30) Четверг: Понедельник: выходной день
|
Осенью 1943 г. в Нижнем Тагиле в доме политпросвещения экспонировалась первая городская художественная выставка, в которой принимали участие художники, эвакуированные на Урал из оккупированных городов России, и немногочисленные тагильские художники. На встрече художников с представителями общественных и партийных организаций был решен вопрос об открытии в городе Областной картинной галереи, переименованной в 1946 году в Музей изобразительных искусств.
Большую роль в создании будущего музея сыграли председатель городского Совета Иван Афанасьевич Непомнящий и первый секретарь горкома партии Евгений Федорович Колышев, а также искусствоведы из Государственного Эрмитажа профессора Кира Федоровна Асаевич, Татьяна Владимировна Каменская и другие научные сотрудники, находившиеся с частью эрмитажных коллекций в эвакуации в Свердловске.
Картинную галерею решено было разместить в здании «первомайского клуба», который находился на том месте, где располагается современный музей. До Октябрьской революции в этом здании был купеческий клуб, принадлежавший купцу Аксенову. Здание постройки 1865 г. частично разрушилось, и в 1951 г. началась его реконструкция по проекту архитекторов из Свердловска Лукина и Ковтуна. В 1963 г. новое здание с фондохранилищем и пятью экспозиционными залами, имеющими верхнее освещение, приняло новых посетителей после многолетнего перерыва.
Создание художественного музея в Нижнем Тагиле не было случайным. С дореволюционных времен Тагил славился своими художниками – живописцами из числа староверов и заводскими художниками – ремесленниками, создающими великолепные предметы быта с художественным орнаментом. В 1806 г. По распоряжению Николая Никитича Демидова была открыта художественная школа. Далеко за пределами города известны династии крепостных художников Худояровых, Дубасниковых, Перезоловых, Дмитриевых. Произведениями этих художников украшались заводоуправление, «господские» и частные дома, церкви заводского поселка. Богатой коллекцией западноевропейского искусства обладали тагильские заводчики Демидовы, часть которой была ими привезена в Нижний Тагил и размещена в «господских» домах и церквях. Многие из этих художественных сокровищ попали в «музеум искусств», впоследствии названный «музеумом естественной истории и древностей».
В 1925 г. в Нижний Тагил во вновь открытый после революции краеведческий музей (ныне музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала) из государственного музейного фонда Москвы было передано несколько десятков картин русских художников, большое количество художественной бронзы и фарфора. В 1929 г. в составе Нижнетагильского краеведческого музея был выделен художественный отдел, в 1930-е гг. размещавшийся в самом большом в городе Входо-Иерусалимском соборе.
Во многих городах России такие отделы, окрепнув, отделялись от краеведческих музеев, становясь самостоятельными. Но в Нижнем Тагиле этого не произошло. Музей изобразительных искусств здесь возник фактически на пустом месте и собирал свою коллекцию по крупицам. В течение 1944 г. сотрудники будущего музея приобрели в Свердловске подлинные работы живописи и графики художников И. Шишкина, В. Маковского, А. Бенуа, Е. Лансере. Тогда же крупнейшие музеи страны из своих фондов передали ряд произведений. Из Русского музея поступили 16 картин, из Третьяковской галереи – 24. Среди 16 картин Русского музея находились в основном портреты XYIII – начала XIX вв., а один из них – первоначально атрибутированный как «Портрет царя Алексея Михайловича» (впоследствии оказалось, что это «Портрет Ивана Грозного») относился к концу XYII в. В этот же год в музей поступили 16 произведений из Управления по делам искусств при Совете Народных Комиссаров. «Портрет Н. Свербеева» В. Боровиковского, «Мужской портрет» Н. Касаткина, пейзаж «К осени» К. Коровина сразу же заняли свое место в постоянной экспозиции русского дореволюционного искусства.
Судя по инвентарным книгам, в день открытия музея в его коллекции числилось 73 картины. Следующее крупное поступление состоялось в 1946 г., когда из Управления по делам искусств при СНК РСФСР поступило 102 произведения. Среди них наибольшую ценность представляли пейзаж «Река Кюмени» П. Верещагина, «Женский портрет» В. Боровиковского, «Город Астрахань» М. Доливо-Добровольского,«Битва под Лейпцигом» Б. Виллевальде, «Морской пейзаж» И. Айвазовского, «Семейный портрет» голландского художника Яна Мейтенса.
Впоследствии из этого управления осуществлялись лишь единичные поступления. Так, в 1951 г. поступил еще один пейзаж И. Айвазовского, а в 1962 г. «Портрет девочки» К. Лемоха. Лишь в 1971 г. из фондов министерства культуры РСФСР поступила большая коллекция живописи и графики советских художников.
До 1979 г. поступления произведений искусств из министерства были хаотичными, но в том году положение изменилось в связи с созданием музейной закупочной комиссии, для которой стали выделять небольшие деньги на приобретение картин. Специалисты искусствоведы, появившиеся в музее в 1970-е гг., проанализировав коллекцию и выявив пробелы, стали активно работать в фондах министерств культуры РСФСР и СССР. Они отбирали для экспозиции такие произведения, которые отражали лицо современного отечественного искусства. В результате этой работы в 1980-е гг. в фонды музея поступили работы А. Самохвалова «Советская физкультура» (1935 г.), три работы П. Оссовского, две работы О. Филатчева.
Из фондов министерства были отобраны картины Д. Кухалашвили «Моя семья», М. Греку «Мальчик с быками», диптих Ф. Кирке «Колыбельная людям», пейзажи К. Мелзбардиса, Э. Калныньша, Р. Бичюнаса, А. Асламазяна, представляющие искусство республик Советского Союза.
Особо следует отметить большое поступление произведений русских художников из фондов местного краеведческого музея в 1951 и 1959 гг. За эти годы коллекция пополнилась 116 произведениями русских художников. Среди них были картины В. Аммона «На опушке леса», В. Верещагина «Мыс Фиолент», В. Боровиковского «Иов и его сыновья», В. Раева «Вид Рима с горы Марио», И. Айвазовского «Буря в море лунной ночью». Эти работы попали в Нижний Тагил в 1925 г. из Государственного музейного фонда. Ядро этой группы произведений составили живописные полотна, ранее принадлежавшие знаменитому Румянцевскому музею, расформированному уже в советское время. Оттуда происходят пейзажи А. Боголюбова «Лоцманы Бискайской бухты», А. Гине «Пейзаж с рыбаками», Н. Бажина «Деревня». Тогда же поступили картины художников русского и советского авангарда 10–20-х гг. ХХ в. Веры Пестель, Бориса Эндера, Ольги Розановой, Александры Экстер, Николая Синезубова и Аристарха Лентулова. В 1990-е гг. многие из этих работ с разными выставками побывали в Германии, Италии, Финляндии, Франции, Испании, США и Шотландии, войдя в научный оборот мирового искусства. Такую же богатую выставочную географию имеют многие картины современных художников, отобранные сотрудниками музея в фондах министерств культуры РСФСР и СССР в 1980–1990-е гг.
Произведения дореволюционного русского искусства практически с этого времени не поступали в коллекцию музея, хотя благодаря помощи министра культуры РСФСР Ю. С. Мелентьева в фонды музея в 1970–1980-е гг. были переданы портреты П. А. Демидова и Ф. И. Соймонова, относящиеся к ХYIII в., работы А. Самохвалова 30-х гг. ХХ в., а также картина, приписываемая великому художнику итальянского Возрождения Рафаэлю Санти «Святое семейство» из фамильной коллекции тагильских заводовладельцев Демидовых. И, наконец, самое последнее поступление – картина Н. П. Богданова-Бельского «Мальчик со скрипкой», переданная министерством культуры России в 2000 г.
В настоящее время одним из главных направлений научного комплектования коллекции музея является формирование отдела современного отечественного искусства из числа произведений известных художников России, Урала и Нижнего Тагила. Искусствоведы музея, выезжая для закупок в Москву, Екатеринбург и Пермь, приобрели работы Владислава Рожнева, Ильи Табенкина, Наталии Нестеровой, Ирины Старженецкой, Виктора Калинина, Евгения Широкова, Геннадия Мосина и многих других художников.
Произведения художников Урала музей начал пропагандировать и собирать с самых первых дней своего существования. В день открытия музея – 30 сентября 1944 г. кроме постоянной экспозиции была показана выставка «Урал – кузница оружия», многие экспонаты которой после ее закрытия перешли в фонды музея. С этих пор творчество художников Нижнего Тагила постоянно находится в поле пристального внимания и изучения искусствоведов музея. Трудно перечесть сколько за 55 лет существования музея было сделано выставок, издано каталогов, написано статей и буклетов.
До последнего времени у местной организации Союза художников, насчитывающей около 70 членов, не было своего выставочного зала, и для них родным домом стал музей изобразительных искусств. Только за последние годы были показаны персональные выставки М. Дистергефта, В. Кузнецова, Л. Южакова, Г. Товстокорого , Е. Вагина, А. Константинова, П. Болюха, Н. Чудновой. Важным событием стали выставки произведений тагильских художников, организованные к 50-летию музея. К 55-летию музея художники города принесли в дар около 300 своих работ, которые были показаны на выставке «Дары тагильских художников».
Третьим направлением комплектования фондов музея стал поиск и приобретение памятников изобразительного искусства дореволюционной России и наследия советских художников до 50-х гг. ХХ в. В московских семьях наследников были приобретены живописные полотна 1920–1930-х гг. Александра Васильевича Шевченко, рисунки и темперы 1910-х гг. Зинаиды Евгеньевны Серебряковой, гравюры Алексея Ильича Кравченко, живописные работы Николая Михайловича Чернышева и Михаила Федоровича Шемякина.
Особо следует выделить коллекцию произведений Павла Константиновича Голубятникова, друга и ученика К. С. Петрова-Водкина, сегодня насчитывающую 28 работ живописи и 40 листов графики. Голубятников умер в блокадном Ленинграде в 1942 г. Его семья сумела вывезти срезанные с подрамников холсты и небольшой архив художника в Нижний Тагил. Более тридцати лет, боясь растревожить тяжелые воспоминания о рано ушедшем муже и отце, жена и дочь держали холсты в кладовой дома. Лишь в 1976 г. музейщикам стало известно об этом, и началось возрождение творческого наследия художника. Семь работ мужа было подарено музею Ольгой Петровной Голубятниковой в середине 1970-х гг. Позднее, в 1990-е гг., был приобретен архив художника, включающий письма К. С. Петрова-Водкина, Д. Бурлюка, редкие каталоги и газетные статьи, дневник художника, рисунок самого К. Петрова-Водкина, а также многие произведения Голубятникова, часть из которых была подарена музею его дочерью Верой Павловной Дерябиной.
Все эти произведения сразу же после поступления в музей были реставрированы и научно обработаны. Результатом этих исследований стал выпуск альбома-каталога «Возвращенное имя. П. К. Голубятников». На реализацию выставочных проектов в 1997 г. коллективом научных сотрудников музея был получен грант Института Открытое Общество, и полная выставка произведений П. К. Голубятникоа была показана в музеях изобразительных искусств Нижнего Тагила и Екатеринбурга. Позднее, в 2000 г., эта выставка экспонировалась в Третьяковской галерее в Москве, Русском музее в Санкт-Петербурге и в Калининградской художественной галерее. Благодаря изыскательским и выставочным усилиям Нижнетагильского музея, в русское искусство было возвращено имя незаслуженно забытого художника начала ХХ в.
Собрание полной коллекции произведений Голубятникова открыло новую страницу в работе по комплектованию фондов музея – создание монографических коллекций художников Н. Чернышева, М. Шемякина, Н. Шестакова, а также авторских коллекции тагильских художников с перспективой открытия филиала – музея тагильских художников.
Коллекция декоративно-прикладного искусства, насчитывающая около 1,5 тыс. единиц хранения, в основном представляет российские народные художественные промыслы, в том числе и традиционный нижнетагильский подносный промысел. Если коллекция тагильских подносов формировалась искусствоведами за счет собственных приобретений музея, то предметы искусства российских промыслов в основном поступали по просьбе научных сотрудников музея из фондов министерства культуры России.
Сегодня коллекция музея составляет без малого 10 тыс. подлинных произведений искусства и, не смотря на трудные времена, каждый год растет примерно на 200–300 единиц хранения, пополняясь замечательными произведениями живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и скульптуры как отечественного, так и западноевропейского искусства. Ежегодно в залах музея бывает до 60 тыс. зрителей. Огромную выставочную работу ведет музей и за пределами города. Выставки из коллекции Нижнетагильского музея экспонировались дважды в залах Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Русского музея, музеях изобразительных искусств Екатеринбурга, Калининграда, Кривого Рога, Владивостока, Казани, Ростова-на-Дону, Южно-Сахалинска, Ирбита, различных городов Свердловской области.
Адрес музея622001, Свердловская область,г. Нижний Тагил, ул. Уральская, 7, ул. Уральская 4, ул. Уральская 5 (библиотека). посмотреть на карте |
Режим работыПн - выходной |
Контактытел. +7 (3435) 25-24-29 (научный отдел), +7 (3435) 25-26-47 (массовый отдел)факс. +7 (3435) 25-28-01 (директор) e-mail: artmnt@list.ru |