Экстер (Григорович) Александра Александровна 1882-1949.
ДВИЖЕНИЕ ПЛОСКОСТЕЙ. 1916-1918
Материал, техника: Холст, масло
Размеры: 92,5 х 76,2
Поступление. 1962, из Нижнетагильского краеведческого музея
Ж-485
Созданное в один из самых плодотворных периодов творчества произведение А.Экстер преисполнено пафосом кубофутуризма на стадии беспредметности. Ритмическая пластика и красочный мир полотна завораживают бесконечной энергетикой движения и полным отсутствием статичности. Уже в названии заложена суть произведения – плоскости, которые движутся: движутся вообще, движутся сами и внутри себя. Динамичные плоскости определены формой и цветом. Излюбленные Экстер пять цветов звучат то мощным аккордом, то нюансами, создавая архитектонику образа, созвучную музыкальной гармонии: каждый цвет живет в предвкушении встречи с другим, но каждый живет и собственной жизнью. Центральная ось композиции - девственно чистый белый цвет - скорее не форма, а разрыв, пустота. Черный цвет, который специалисты считают «опознавательным знаком живописи Экстер по его безграничным колористическим возможностям», помогает ощутить жизнь соседствующих плоскостей и покоряет своей «глубиной и таинственностью, бесплотностью и массивностью, активностью и нейтральностью». Торжественное звучание краплачно-красного противостоит пластичному песочно-желтому и вторит переливающемуся в градациях синему цвету. Супрематическое высказывание здесь - несомненно, но опыт супрематизма, вовлеченный в энергетику движения, получил у Экстер индивидуальную трактовку, и уже потому эта работа, несомненно, одна из самых выразительных в ее творчестве.