В 2010 году в седьмой раз прошел грантовый конкурс “Меняющийся музей в меняющемся мире”[1]. Среди 22 победивших инновационных и социально значимых музейных проектов из двадцати регионов России был и проект “Солдаты. Soldiers. Soldaten. Посвящается солдатам Второй мировой” Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Подключиться к его реализации просто – это потребует не бюрократического, а простого человеческого участия.
О войне можно рассказать по-разному – и через исторические реминисценции героико-патриотической направленности, и через трагедию конкретного человека, ставшего по воле судьбы солдатом. В настоящий момент в российском обществе превалирует традиционный – официальный – взгляд на Вторую мировую войну как на событие, в котором главным было противостояние двух тоталитарных систем. В этом взгляде, продиктованном идеологией, участники войны поделены на “побежденных” и “победителей”. Дистанцированность во времени позволяет современному человеку подойти к оценке войны без идеологических норм, доктрин и обратиться к проблеме фатальной зависимости любого солдата от политики, проводимой его государством. Проект “Солдаты. Soldiers. Soldaten” – это попытка рассказать о поколении солдат Второй мировой войны – русских, немецких, английских, французских, американских, итальянских, − которых погубила война, о тех, кто стал ее жертвой, даже если спасся от снарядов.
Сегодня многие пришли к осознанию того, что пространство войны соткано из личных трагедий миллионов солдат, участников боевых действий, когда судьба одного становилась судьбой другого. Сегодня персонифицированная оценка представляется наиболее объективной, доступной и понятной – подобный взгляд позволяет воспитывать в человеке терпимость, толерантность, сострадание. И спустя более полувека нам дано увидеть это с той ясностью, которая сродни откровению. Предлагаемый в проекте взгляд на рядовых солдат из прошлого и на прошлое призывает пережить некогда испытанное солдатами Второй мировой, ощутить горе, которое несет война, ее разрушительную силу, трагизм и бессмысленность.
Автором выставочного проекта “Солдаты. Soldiers. Soldaten” стал фотограф Нижнетагильского музея изобразительных искусств Владимир Анатольевич Кулак. Поводом рождения самой идеи проекта стали фронтовые фотографии из домашней коллекции сотрудника музея, пристальное вглядывание в лица, размышления об общности судеб солдат на войне. Частное переросло во всеобщее, сделав проект пацифистским. В основе проекта лежит желание показать в едином пространстве фотографические портреты солдат воюющих стран Второй мировой войны, представить их как своего рода “пантеон” человеческих судеб, а войну – как всеобщую человеческую трагедию. Фотографии участников войны, сегодня бережно хранящиеся в семейных и государственных архивах разных стран, экспонировались на выставке с биографическими сведениями, которые помогли представить человека живым. Доминантой выставки стали “двойные” фотопортреты солдат, снятые в начале и в конце войны. Два портрета одного и того же человека позволили увидеть его внутренние переживания, тот трагический след, который оставила война, породившая духовные изменения, произошедшие за четыре года, и то высокое всеобщее человеческое начало, которое невольно сближает людей разных национальностей, солдат разных армий, и которое, в принципе, должно сделать мир единым, а людей – братьями. Возле этих “двойных” портретов зрители могли, надев наушники, услышать озвученные актерами строки писем домой этих солдат к своим (русским, немецким…) женам детям, родителям, и тем самым на мгновение прикоснуться к чужой судьбе, к далекому времени. В письмах с фронта – забота, теплота, любовь – те всеобъемлющие чувства, которые несет в себе каждый человек. Общность переживаний позволили в полной мере увидеть микро-, а через него и макромир войны, а ассоциативные размышления помогли каждому открыть облик Человека на войне вне политических и национальных конфронтаций, и сквозь призму искалеченных судеб зритель сможет переосмыслить истинное лицо любой войны.
Ткань военного времени была раскрыта не только через фотографии конкретных солдат, но и через артефакты, которые выступили важной составной частью выставки. Это и подлинные свидетельства войны (графические произведения, созданные художниками), и предметы быта довоенного и военного времени, и копии документов личного и государственного характера, которые будут предоставлены зрителю в свободное обращение – размещенные в пространстве зала, они станут еще одной возможностью “прикосновения” к прошлому. Атмосфера войны будет воссоздана также с помощью мультимедийных технологий, апеллирующих к эмоциям не меньше, чем к рассудку. Инсталляция на Led-монтиторах, где портреты солдат были словно “уплывать” с эффектом ухода в белое, стали не только символом краткости жизни солдат на войне, но и четко обозначили ту пространственно-временную дистанцированность, которая внесла эмоциональную ноту особой остроты. А документальная хроника на ЖК-экранах и аудиоряд – звуковые шумы войны, песни, сопровождающие выставку, – удерживали зрителя в рамках образа времени.
Заданная идея проекта продиктовала создание драматического образа экспозиции. Решенный на стыке, столкновении черного и белого цветов, он символизировал разлом человеческой жизни на две части – мирную и военную, созидающую и разрушительную, наполненную надеждами и обернувшуюся их крахом.
Предложенное к воплощению дизайнером музея Михаилом Васильевичем Подольским архитектурно-пространственное решение экспозиции, наполненное смысловыми знаками, насыщенное артефактами, вкупе с медиаинсталляциями сумело повысить уровень эмоционального переживания. Таким образом, пространство выставки превратилось в большую музейную инсталляцию – насыщенную смыслами и ассоциациями, вовлекающими зрителя в пространство судеб простых людей – солдат в мощный образный контекст, и заставит эмоционально пережить саму заложенную в проекте пацифистскую идею.
Экспозиция в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, рассказывающая о солдатах Второй мировой войны, о том времени, экспонировалась всего четыре месяц. Она невольно переросла в осмысление понятия “война” вообще, о том зле, которая она несет и органично завершадась важным акцентом – демонстрацией в формате “открытого кинотеатра” фрагментов антивоенных фильмов (в т. ч. Алана Паркера “Стена”), направленных против тоталитаризма и насилия. Другим важным звеном стало создание дискуссионного поля, включающего в себя проведение “круглых столов” с приглашением специалистов, художественных акций, вечеров памяти, репортажей на радио, а также проведение PR-кампании с подключением социальных сетей и средств Интернета
Основная, идейно-смысловая сторона проекта, была раскрыта и решена с помощью партнеров, мотивированных на реализацию проекта и своих задач в нем. Учитывая, что главной в проекте является межнациональная идея, к участию были привлечены не только российские, но и зарубежные институции. Прежде всего тесная связь была установлена с гражданами России, живущими в разных странах, которые помогли собрать фото- и архивный материал и предоставить его музею.
Подобного рода проекты, в которых авторы стараются учесть многие возможности современных музейных технологий, весьма важны, поскольку они расширяют специфику деятельности музеев изобразительных искусств, соединяя воедино документальную и образно-художественную составляющую.
Е.В. Ильина, зам. директора по науке Нижнетагильского музея изобразительных искусств,
Л.Л. Смирных,главный хранитель Нижнетагильского музея изобразительных искусств