ТЕМА ДНЯ



 
Режим работы музея

Вторник-воскресенье:

9.30-18.00 (касса до 17.30)

Четверг:

11.30 - 20.00 (касса до 19.30)

Понедельник:

выходной день


СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ В

СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ





 

 

  

 
 


Информация для граждан 
по профилактике мошеннических действий

Информация для жителей

Информация  по уровням террористической опасности

Путеводитель для жителей субъектов РФ

«Регионы России - людям»

«Стратегия социальной поддержки населения субъектов РФ 2023»



 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

   

 

 

 

 

 


 

 


Анкета для оценки качества условий оказания услуг организациями культуры Свердловской области

 

События, мероприятия

 
Василий Худояров. Портрет императрицы Марии Федоровны. К Царским дням на Урале  <br>
Василий Худояров. Портрет императрицы Марии Федоровны. К Царским дням на Урале

Добавить в Google календарь

Василий Худояров. Портрет императрицы Марии Федоровны. К Царским дням на Урале

Даты проведения: 17.07.2020 - 17.07.2020

В.П. Худояров. Портрет Марии Федоровны. Между 1881- 1891


В преддверии Царских дней, которые приурочены к 17 июля - дню гибели семьи Романовых, мы решили познакомить Вас с портретом Марии Федоровны, матери Николая II и жены императора Александра III. Портрет экспонируется в Зале русского искусства Нижнетагильского музея изобразительных искусств.


Еще один текст о протрете можно прочитать на сайте "Сквозняк из прошлого" http://histories.artmnt.ru/collection/painting31


Мода на украшение присутственных мест изображениями самодержавцев появилась в петровские времена. Однако особое распространение она получила при императрице Елизавете Петровне.


Скорее всего, портрет был написан по заказу попечительского совета Анатольского женского училища, которое в 1847 г. по предписанию управляющего господ Демидовых А.И. Кожуховского было преобразовано из высших классов для дочерей служащих при женском Входо-Иерасулимском училище; после событий 1917 года училище - в школу 2 ступени, еще позже - в среднюю школу №1, которая носит имя Н. К. Крупской.


Советское правительство запретило вывешивать портреты императорской семьи в общественных местах. Вероятно, он какое-то время находился вдали от посторонних глаз. В 1924 году один из преподавателей школы Александр Николаевич Словцов вместе с активистами Тагильского общества по изучению местного края начинает восстанавливать краеведческий музей и собирает предметы, имеющие художественную и историческую ценность. Портрет поступил в собрание краеведческого музея и таким образом был спасен от уничтожения.


В 1959 году по распоряжению Министерства культуры РСФСР произведение было передано в Нижнетагильский музей изобразительных искусств.


Портреты Марии Федоровны писали многие русские живописцы - В.Е. Маковский, К.Е. Маковский, Н.А. Кошелев, а также зарубежные -австрийский портретист Генрих фон Ангели, французский - Ф Фламенг и др. По документам краеведческого музея работа значилась как копия с картины И.Н. Крамского. Копирование портретов для того времени было делом обычным. Даже П.М. Третьяков приобретал и заказывал копии с тех оригиналов, которых он не мог получить для своего собрания. Копийность портрета сейчас подтверждена рядом исследований. Но вот оригинал пока с абсолютной достоверностью определить не удалось. Кроме живописных широкое распространение получили литографические, а с изобретением фотографии и фотопортреты.



 Подпись на "Портрете Марии Федоровны" кисти В.П.Худоярова. НТМИИ


Заказ на портрет императрицы был сделан не раньше 1881 года, когда Мария Федоровна вместе со своим супругом Александром III вступила на престол, и не позже 189 - года смерти Василия Худоярова. Портрет написан в Петербурге, о чем свидетельствует надпись на работе. В жизни Марии Федоровны это период самый счастливый: она жена правителя одной из бурно развивающихся держав, ей под силу воплощать свои проекты по благотворительности, она воспитывает будущего наследника престола, она любит и любима...


Это время, когда демократические настроения в обществе повлияли и на портретное искусство: почти исчезли официальные парадные портреты. Это относится и к изображению царствующих особ. Конечно, задача возвеличивания и показ добродетелей остаются, но образам придают непосредственность. Так, в портрете зрителя привлекает взгляд темно-карих глаз, живое лицо, выдающее тонко чувствующую натуру, какой и была Мария Федоровна.


Мария Федоровна изображена по пояс. Дамы высшего света со времен Екатерины II стали носить платье, стилизованное под боярское, и головные уборы, напоминающие кокошник. В 1834 году по указу императора Николая I «платье на русский манер» становится официальным и обязательным при дворе. На портрете можно разглядеть рукава платья с разрезами – характерную деталь для подобного костюма. На голове императрицы диадема-кокошник бордового бархата в тон платью. Платье дополняют многочисленные аксессуары из знаменитой жемчужно-алмазной парюры – набора из 15 ювелирных украшений, которые казна приготовила императрице к дню коронации. По регламенту эти украшения использовались на церемониях по особому случаю, а хранились в казне. После смерти мужа в 1894 году Мария Федоровна должна была передать их действующей императрице.


На портрете Мария Федоровна изображена с бриллиантовой звездой и лентой синего ордена Святого Андрея Первозванного, которая вручалась вступающим на престол императрицам. Рядом с этой высшей наградой – знак отличия Российского общества Красного Креста первой степени, который она получила 24 апреля 1878 года из рук Александра II  за попечение о раненых воинах в период русско-турецкой войны 1877-1878 годов.



 Фрагмент "Портрета Марии Федоровны" кисти В.П.Худоярова. НТМИИ


С 1880 по 1917 гг. Мария Федоровна была покровительницей Общества, активно занималась реорганизацией его деятельности во время русско-японской и Первой мировой войн. Этой наградой она дорожила на протяжении всей жизни: на некоторых портретах скромный знак был среди других наград и орденов, как российских: Святой Екатерины, Святого Александра Невского, так и зарубежных: испанского – Королевы Марии Луизы и баварского – Терезы. К сожалению, два других знака на этом портрете пока не атрибутированы.


Мария Федоровна имела популярность среди всех слоев населения царской России, о чем говорит и большое количество портретных изображений на платках и других предметах. Она пережила всех из династии Романовых и до конца своих дней не верила, что семья его любимого сына погибла.


Мария Фёдоровна при рождении Мария София Фредерика Дагмар (Дагмара) скончалась на восемьдесят первом году жизни 13 октября 1928 года в замке Видёре в датском Клампенборге. 28 сентября 2006 года гроб с останками императрицы Марии Фёдоровны был перезахоронен в соборе святых Петра и Павла Петропавловской крепости рядом с могилой её мужа.


Текст подготовлен Еленой Устиновой - заведующей отделом по работе с посетителями Нижнетагильского музея изобразительных искусств



 


 


 


     
     

Адрес музея

622001, Свердловская область,
г. Нижний Тагил, ул. Уральская, 7,
ул. Уральская 4, ул. Уральская 5 (библиотека).
посмотреть на карте

Режим работы

Пн - выходной
Вт, Ср, Пт, Сб, Вс - с 9:30 до 18:00
Чт - с 11.30 до 20.00
Запись на экскурсию

Контакты

тел. +7 (3435) 25-24-29 (научный отдел), +7 (3435) 25-26-47 (массовый отдел)
факс. +7 (3435) 25-28-01 (директор)
e-mail: artmnt@list.ru